Мы всегда смотрели на бизнес как на вещь, которую можно продавать. Аналогично как продают и покупают автомобили. Конечно, мы не знали как сложатся обстоятельства, но нам хотелось сделать очень интересный проект, который когда-нибудь мы бы имели возможность продать. Мало кто знает, но еще в 2011 году мы нашли опытного юриста в области регистрации интеллектуальной собственности Андреева Евгения Миратовича, который нам помог зарегистрировать торговую марку "KOLXOZ". На регистрацию ушло более года, свидетельство мы получили уже в октябре 2013 года. И уже через 2 года мы продали проект. Это был интересный опыт, о котором полностью можно узнать здесь
Что является важным при продаже пекарни?
1. Ваш зарегистрированный торговый знак
2. Доменное имя / сайт / аккаунты в соцсетях
3. Оборудование / мебель / инвентарь
4. Договора поставки / сотрудничества
5. База постоянных покупателей
6. Сырье (если Вы закупили полный склад)
7. Рецептура
8. Команда
9. Репутация / Узнаваемость
10. Уникальный концепт
1. Регистрация торгового знака занимает больше года. Самое важное - это подать заявку на регистрацию. Тогда при экспертизе преимущество того, кто первый подал заявку. Мы подали заявку в 2012 году и в октябре 2013 года получили на руки свидетельство.
Конечно, важно определиться с классами МКТУ (перечень товаров и услуг). Чтобы не ходить два раза, проще заложить сразу как можно больше вариантов. Но добавление каждого класса увеличивает общую стоимость за оформление. Мы не знали как развернутся события и включили как можно больше классов :)
Что дает регистрация? Юридическую защиту Ваших прав. Вот Вы раскрутили свой бренд, долго пахали на ним, а потом кто-то взял и ровно под этим же брендом с таким же обозначением торгового знака стал производить и продавать свой товар.
По-человечески - это некрасиво, но чисто юридически он имеет право, если у Вас нет никаких документов.
ВАЖНО! Если решили идти этим путем, то имя проекту давайте сразу с юристом, который будет смотреть по базе какие уже есть зарегистрированные торговые знаки. А также
юрист подскажет какое название точно Роспатент может отклонить по ряду юридических нюансов, о которых нам с Вами даже сложно догадаться.
2. Очень важно сделать так, чтобы доменное имя совпадало с Вашим названием, тогда это дает хорошее преимущество при регистрации интеллектуального права. Мы домен kolxoz.ru выкупали специально. Нам заломили сначала $5,000, но в итоге сторговались и купили за $100. Да и с точки зрения трафика на сайт лучше, когда совпадают домен и название, так легче найти именно Ваш сайт в интернете.
Если Вы в дальнейшем планируете возможность продажи проекта, то не надо называть проект своей фамилией. Очень тщательно нужно будет подойти к этому вопросу и если потребуется помощь, то здесь мы поможем Вам с решением этой задачи
Ваши аккаунты в соцсетях естественно имеют свою стоимость, поскольку это прямой выход на Вашу лояльную аудиторию. Поэтому изначально при выборе названия сразу проверяйте не только свободно ли это доменное имя, но и возможно ли создать группу с одноименным адресом. У нас к примеру было так: kolxoz.ru, facebook.com/kolxoz, а вот в ВК адрес был уже занят и там мы сделали vk.com/kolxozru
3. Оборудование в нашем случае не стоило серьезных денег. Печи ХПЭ Восход-Саратов в б/у варианте само собой стоят копейки. Мебели не много. Самое дорогое что у нас было - это австрийская мельница с каменными жерновами. Но если Вы продаете пекарню, в которую изначально были вложено 5-10 млн.руб. с новым дорогим оборудованием, то конечно это играет роль и стоимость бизнеса будет оцениваться намного выше.
4. Договора поставки и сотрудничества - это результат проделанной Вами работы, благодаря которой Ваша пекарня или уже поставляет в различные точки и имеет стабильный канал сбыта продукции, или Вы договорились на сотрудничество в ближайшем будущем.
В нашем случае, помимо поставок в различные розничные точки, уже начались поставки в магазины LavkaLavka. И одновременно была договоренность на место на фермерском рынке LavkaLavka в "МЕГА-ХИМКИ", открытие которого планировалось в декабре 2015 года. Поэтому при обсуждении цены, мы пользовались этим аргументом.
5. База постоянных покупателей - это острый вопрос, чем завтра будет наполняться касса пекарни. Продажи могут расти и падать, этот вопрос можно "починить", но постоянные покупатели делают так называемую базовую выручку, который выводит проект минимум "в ноль"
6. Сырье актуально, если Вы закупили полный склад. Часто большие партии сырья закупаются с запасом на полгода. По сути это лежашие на полу (или полках) деньги, только они выглядят в виде коробок, мешков с мукой и тп. Вполне естественно оценить стоимость сырья, которое есть в наличии, и включить в смету при продаже
7. Рецептура и полностью описанный процесс производства. У нас вся рецептура была на нескольких листочках, которые были прикреплены на стену, где мы собирали тесто для замеса. Может это и выглядило кустарно, тем не меннее это нам не мешало производить сотнями буханок в день в течение нескольких лет. Поэтому на эту ситуацию можно посмотреть под таким углом: а что мы продаем? кипу бумаг или продукт? Задокументировать все эти процессы может любой нанятый технолог за пару дней, а создать/воплотить рецепт, который будет любить твоя "хлебная паства" - этот креатив не каждому под силу, поэтому работающая рецептура, на скольких бы страницах она не
описана, тоже стоит денег.
8. Команда - это один из самых важных "активов" в пекарне. Новому владельцу, пока он будет вникать во все детали, нужна уверенность и спокойствие, что после Вашего ухода ничего не остановится и пекарня будет продолжать работу в штатном режиме
9. Репутация / Узнаваемость
Это нематериальный актив. Насколько Вас знают на рынке, как Вам доверяют или что о Вас говорят. Нам часто звонили с ТВ, чтобы взять интервью, потому что мы были одни из самых заметных ремесленных пекарен, которые работали исключительно на закваске без х/п дрожжей. Наш хлеб появился в ресторане Северяне, потом про нас написали в Ашифа, потом позвонили из Первого Канала "Контрольная закупка"и тд. Такие вещи происходят не случайно, это результат признания и уважения того, что ты делаешь.
И здесь самый важный совет, если в принципе есть желание иметь возможность продать свой бизнес - важна отчуждаемость. Новый владелец должен понимать: что останется в проекте после Вашего ухода. Поэтому важно смочь весь фокус внимания к проекту
направлять на бренд, а не на свою личность.
10. Уникальный концепт. Это дает дополнительное преимущество для продажи, поскольку бренд можно масштабировать: строить сеть, делать франшизу, делать ИМЯ более известным и тд. Поэтому есть смысл создать свой уникальный концепт и иметь свою "изюминку".
Как определить цену сделки?
Есть различные классические способы оценки бизнеса для продажи, когда к примеру прибыль умножается на 12 месяцев и получившаяся сумма и есть стоимость Вашего проекта. Можно привлечь специалистов-оценщиков.
В нашем случае мы хотели найти решение очень быстро, поэтому сильно не торговались и назвали сумму, которой нам бы хватило для спокойного житья в течение всего следующего года, чтобы отдохнуть и набраться сил для нового проекта.
Тел.: +7 (499) 938-40-40
Email: info@baking-breads.ru
ИП Корнышова Наталья Николаевна
ОГРНИП 312504429200016, ИНН 504407141101
© BakingBreads™ онлайн-школа хлеба на закваске
авторизуйтесь
описана, тоже стоит денег. ДАДАДА:bowtie: